Березовские остяки


Историческая справка
In english
Особой категорией населения Сибири второй половины XIX – начала ХХ вв. являлись инородцы. В 1861 г. инородцы составляли 1/14 часть населения Тобольской губернии. Больше всего их проживало в Березовском (23116 чел.) и Тобольском (20890 чел.).
К инородцам относили представителей коренного населения – хантов, манси, ненцев и селькупов. Основными занятиями коренного населения являлись охота, рыболовство, оленеводство, промыслы и ремесла. За многие годы выделилась своя ведущая отрасль хозяйства, например, ханты были рыболовами, манси и селькупы – охотниками, ненцы – оленеводами.
До 1931 г. хантов именовали остяки (по названию реки Обь (Ас), «ас ях» - обской народ), манси – вогулы, ненцев – самоеды. Селькупов в отдельный народ не выделяли, именуя то остяко-самоеды, то вогуло-самоеды.
Основным законом на протяжении многих лет, принятым для инородцев, являлся «Устав об управлении инородцев Сибири», разделявший все «инородческие племена» на оседлых, кочевых и бродячих. В зависимости от категории одни инородцы платили ясак, другие – оброк.
Еще в XVIII в. ханты и манси были крещены, но не отказались от своих богов. В результате сложилось двоеверие. В их сознании Бог-Отец стал восприниматься как Торум, Богородица как Калтащь-ими, Иисус Христос как Мир-сусне-хум. В жилищах в одном углу находились иконы и идолы.


A special category of the population of Siberia in the second half of the XIX – early XX centuries were foreigners. In 1861, foreigners made up 1 / 14th of the population of the Tobolsk province. Most of them lived in Berezovsky (23,116 people) and Tobolsk (20,890 people).
Representatives of the indigenous population of Khanty, Mansi, Nenets and Selkups were considered foreigners. The main occupations of the indigenous population were hunting, fishing, reindeer husbandry, crafts and crafts. For many years, its leading branch of the economy has stood out, for example, Khanty fishermen, Mansi and Selkup hunters, Nenets reindeer herders.
Until 1931, the Khants were called Ostyaks (after the name of the Ob River (As), "as yakh" - the Ob people), Mansi – Voguls, Nenets – Samoyeds. Selkups were not singled out as a separate people, calling them Ostyako-Samoyeds, then Vogulo-Samoyeds.
The basic law for many years, adopted for foreigners, was the "Charter on the management of the foreigners of Siberia", which divided all "foreign tribes" into sedentary, nomadic and wandering. Depending on the category, some foreigners paid yasak, others – rent.
Back in the XVIII century, Khanty and Mansi were baptized, but did not abandon their gods. As a result, there was a religion duality. In their minds, God the Father began to be perceived as Torum, the Virgin as Kaltash-by them, Jesus Christ as the World-susne-hum. There were icons and idols in one corner of the dwellings.

Публикации
Made on
Tilda