Иванов Владимир Петрович

О фотографе
In english
Тереб Н. «Учитель физкультуры». — «Тюменские известия», 2004, № 2−3.

 — Иванов. Зовите просто Вовой… Так обычно представлялся — и в высоких кабинетах, и встреч­ным на улице, и коллегам-новичкам — фотокорреспондент «Тю­менского комсомольца» Владимир ИВАНОВ. Неизменные эти слова всегда были искренними. Как ивановс­кая улыбка. Как неповторимая манера то нервно, то ласково, в зависимости от ситуации, поглаживать собственные усы про­куренными пальцами.

Эти слова были негласным предложением перейти на «ты». Не от того ли герои Иванова — буровики, строители, геологи — ни­когда не позировали перед фотокамерой. Они просто продол­жали работать, а рядом с ними работал Иванов. Свадьбы, праз­дники, юбилеи, орденоносные герои и обыкновенные прохо­жие… Никто не замирал перед его объективом, всё было жи­вым.

Да и сам он никогда не рисовался, не «морщил лоб», не назы­вал себя профессионалом.

У Иванова всегда было много друзей. Еще больше знакомых. Я — из их числа, хоть и проработали вместе 9 лет. Рядом с ним я чувствовала себя ученицей. Можно было перебрать сотни слов, но так и не найти точных для того, чтобы «раскрыть» модный тогда, в 80-е, девиз покорителей Севера: «Мы согреем эту землю». Часто за меня, журналиста, говорили фотографии Мастера… Он хорошо знал Север, был знаком с жизнью первопроходцев. И щедро делился этим знакомством с пишущими коллегами.

Снимал Петрович стареньким отечественным фотоаппаратом… Не было тогда суперкомпьютеров, делающих из рядового кадра «конфетку». Все он делал сам. И не помню случая, чтобы Иванов запорол съемку.

Зато помню другой случай… Пришла в выставочный зал на открытие какой-то экспозиции. И вижу «произведение»: лежит на полу мужик. Пьяный, что ли? Подошла поближе… и узнала Петровича, фото­графирующего «с нижней точки». В поисках кадра он не задумывался о том, как сам смотрится со стороны.

…В июле прошлого года он неожиданно мне позвонил:
 — Очень нужно, чтобы ты пришла ко мне домой. Дело принципа… Пришла. Иванов встретил вопросом:
 — Помните ли вы, сударыня, событие, которое произошло с нами двадцать пять лет тому назад?
— Не помню, Владимир Петрович…

Вооружившись очками, дужки которых скрепляла бельевая резинка, он рылся в своем знаменитом фотоархиве. И вдруг протянул мне книжку — сборник песен Евгения Мартынова:
 — 25 лет назад ты собственноручно на первой страничке этой книжки написала, что будешь звать меня просто Вовой. Держи слово! А еще 25 лет назад я пообещал тебе напечатать какую-то фотографию, но не помню — какую. Поэтому подарю ту, где еще живые Вовка Тереб и Саша Швецов… Знаешь, если когда-нибудь получится с выставкой, один из разделов хочу посвятить журналистам, с которыми меня свела работа. Но пока нет денег…
Желая хоть как-то поправить его материальное положение, предложила опубликовать некоторые снимки у нас в «Тюменских известиях». И они увидели свет. А Петровича обрадовал гонорар.

 — Пойдут на рамки для фотографий? — напомнила ему мечту о выставке.
 — Нет. В деревню поеду. Хочу в тишину и снега… А тебе, может, деньги нужны? Могу поделиться!
 — Нет уж, копите лучше на выставку…

Я не знала тогда, что вижу и слышу Петровича в последний раз. В самом начале этого января его, не стало…
Уже после его смерти я случайно узнала: по своей «официальной» специальности фотокор Ива­нов — учитель физкультуры.

Странно: в жизни он никогда не «назидал», не учил в привычном понимании этих слов. И в то же время Учителем был для многих.

Учил секретам черно-белой светописи. Учил бескорыстной любви к Делу. Страшно близору­кий — учил точному и доброму взгляду на жизнь. Учил видеть значительное в простом. В запечатленном им крутобоком троллейбусе — первом троллейбусе Тюмени! — целая эпоха… Учил культуре бережного — ивановского! — обращения с бесценным и тонким человеческим «материалом».

Учил, оставаясь при этом просто Вовой Ивановым…


Осколков А. «О времени и о себе». — «Тюменская правда», 1988, 20 августа.

В Сургуте в одном из залов нового здания краеведческого музея открылась персональная фотовыставка Владимира Иванова.

Тем, кто давно живет в нашем крае, это имя хорошо знакомо. Владимир Петрович семнадцать лет работал фотокорреспондентом газеты «Тюменский комсомолец», опубликовал тысячи снимков, многие читатели знакомились с жизнью области через объектив его камеры.

В. Иванов — непременный участник всех выставок в Тюмени, четыре раза занимал на них первые места. Кроме того, экспонировал свои работы на выставках в Москве, Свердловске, Челябинске, Нижневартовске. В 1978 году он получил диплом первой степени на фотоконкурсе «Россия — Родина моя», проведенном газетой «Советская Россия».

Последние годы Владимир Петрович живет и работает в Сургуте, заведует фотолабораторией в тресте Оргтехстрой трубопроводного объединения. Но за «грудой дел, суматохой явлений» он никогда не забывает о душе. Из каждой командировки привозит какой-нибудь интересный, редкий снимок. Из них и составлена основная часть экспозиции.

На выставке представлено шестьдесят работ. Широка их география — от северного поселка Халесовая до ишимского села Лариха. Представленные снимки сделаны последние десять лет.

Профессии журналиста и трассовика, конечно, наложили свой отпечаток на экспозицию. В ней много сюжетов производственного плана — работа на буровой, сварка трубопровода, укладка железнодорожного полотна, панорама речного порта. И названия мелькают знакомые: Самотлор, Уренгой, Холмогоры, Мегион. Но Иванов умеет выбрать такой ракурс, что только удивляешься его зрению художника.

Особое место на выставке занимает галерея портретов. Ее открывает снимок летчика-космонавта, почетного гражданина Тюмени П. Беляева. Рядом гости нашего города — Юрий Визбор и Александр Городницкий. Но большинство в этой галерее — люди труда: нефтяники, буровики, сварщики…

Владимир Петрович любит природу Тюменского Севера — небогатую, неброскую, легко ранимую. Об этом говорят снимки «На дальних причалах» — белая ночь в низовьях Оби; «Лилиана» — лодка в тихой заводи и крупные цветы на воде; «Пейзаж» — болото, хилые сосенки и серое пасмурное небо.

В этой серии выделяется снимок «Мечта горожанина». На ней избушка в зимнем лесу, покрытая снежным одеялом, а из трубы струится дым. Увидев его, один знакомый В. Иванова, тоже не плохой фотограф, сказал: «Ну, все, бросаю аппарат! Десять раз мимо этой избушки проходил, а красоты не увидел».

Заметное место занимают фотографии о спорте. Владимир Петрович в юности закончил физкультурный техникум. Трудовую деятельность начинал преподавателем в школе, сам был неплохим спортсменом. В этой серии выделяются снимки «Болельщики», «Финиш», «Железная игра».

На выставке встретил опытного трассовика, начальника производственно-технического отдела одного из управлений треста Лянтортрубопроводстрой П. Юрченко:

— Владимира Петровича знаю давно. Он настоящий художник нашего нелегкого труда — об этом красноречиво говорит и выставка. А на трассе Володя — самый популярный человек. Особенно летом, когда все едут в отпуска, на «Большую землю». Каждому хочется иметь фотографии северного края, чтобы показать родным и знакомым. Потому что он так снимет, что никакими словами не расскажешь. Да и правду говорят: лучше один раз увидеть…
Tereb N. "Physical education teacher". — "Tyumen News, 2004, No. 2−3.

"Ivanov. Just call me Vova…" - this is how Vladimir Ivanov, a photojournalist of the Tyumen Komsomolets, usually introduced himself — both in high offices, and to people on the street, and to fellow newcomers. Invariably, these words have always been sincere. Like Ivanov’s smile. As a unique manner, then nervously, then affectionately, depending on the situation, stroking his own mustache with smoky fingers.

These words were an unspoken offer to be less formal. Is it because Ivanov’s heroes — drillers, builders, geologists — have never posed in front of a camera. They just kept working, and Ivanov worked next to them. Weddings, holidays, anniversaries, order-bearing heroes and ordinary passers-by… No one froze in front of his camera, everything was alive.

And he himself never showed off, did not "wrinkle his forehead", did not call himself a professional.

Ivanov always had a lot of friends and even more acquaintances. I am one of them, even though we have worked together for 9 years. Next to him, I felt like a student. It was possible to sort through hundreds of words, but not to find the exact ones in order to "reveal" the fashionable then, in the 80s, the motto of the conquerors of the North: "We will warm this land." Often the photographs of the Master spoke for me, a journalist… He knew the North well, was familiar with the life of the pioneers. And he generously shared this acquaintance with his writing colleagues.

Petrovich took pictures with an old domestic camera… At that time there were no supercomputers making a "candy" out of an ordinary picture. He did everything himself. And I don’t remember a case when Ivanov messed up the shooting.

But I remember another case… I came to the exhibition hall for the opening of some kind of exposition. And I see the "masterpiece": a man is lying on the floor. Drunk, or what? I came closer … and recognized Petrovich, photographing "from the bottom point". In search of a frame, he did not think about how he looked from the outside.

…Last July, he unexpectedly called me:

— I really need you to come to my house. It’s urgent…

I came. Ivanov met me with a question:

— Do you remember, madam, an event that happened to us twenty-five years ago?

 — I don’t remember, Vladimir Petrovich…

Armed with glasses, the arms of which were fastened with a linen elastic band, he rummaged through his famous photo archive. And suddenly he handed me a book — a collection of songs by Evgeny Martynov:

— 25 years ago, you wrote with your own hand on the first page of this book that you would just call me Vova. Keep promises! And 25 years ago I promised you to print some photo, but I don’t remember which one. Therefore, I will give the one where Vovka Tereb and Sasha Shvetsov are still alive… You know, if it ever works out with the exhibition, I want to dedicate one of the sections to the journalists with whom my work brought me together. But while there is no money …

Wanting to improve his financial situation somehow, I offered to publish some pictures in our "Tyumen News". And they saw the light. And Petrovich was pleased with the fee.

— Will they go for photo frames? — I reminded him of the dream of the exhibition.

— No. I’m going to the village. I want silence and snow… Maybe you need money? I can share it!

— I don’t. It’s better to save it for the exhibition.

If I knew that I was seeing and hearing Petrovich for the last time… At the very beginning of this January he died…

After his death, I accidentally found out: in his "official" specialty, photojournalist Ivanov is a physical education teacher.

It is strange: in his life he never "edified", did not teach in the usual sense of these words. And at the same time, he was a teacher for many.


Oskolkov A. "About time and about myself". — "Tyumen Truth", 1988, August 20.

A personal photo exhibition of Vladimir Ivanov was opened in one of the halls of the new building of the Museum of Local Lore in Surgut.

For those who have been living in our region for a long time, this name is well known. Vladimir Petrovich worked for seventeen years as a photojournalist for the newspaper "Tyumen Komsomolets", published thousands of pictures, many readers got acquainted with the life of the region through the lens of his camera.

V. Ivanov is an indispensable participant in all exhibitions in Tyumen, he even took first places four times. In addition, he exhibited his works in Moscow, Sverdlovsk, Chelyabinsk, Nizhnevartovsk. In 1978 he received a first degree diploma at the photo contest "Russia is my Homeland", held by the newspaper "Soviet Russia".

In recent years, Vladimir Petrovich has been living and working in Surgut, he is in charge of a photo lab at the Office Construction Trust of the pipeline association. But behind the "pile of affairs, the turmoil of phenomena," he never forgets about the soul. From each business trip he brings some interesting, rare pictures. The main part of the exposition is made up of them.

Sixty works are presented at the exhibition. Their geography is wide — from the northern village of Khalesovaya to the Ishim village of Larikha. The presented pictures were taken over the last ten years.

The professions of a journalist and a trackman, of course, left their mark on the exposition. There are many subjects of the production plan in it — work on a drilling rig, welding of a pipeline, laying of a railway track, a panorama of a river port. And the names flash familiar: Samotlor, Urengoy, Kholmogory, Megion. But Ivanov knows how to choose such an angle that you are really surprised at his artist’s vision.

A special place at the exhibition is occupied by the portrait gallery. It opens with a picture of the pilot-cosmonaut, honorary citizen of Tyumen P. Belyaev. Nearby guests of our city are Yuri Vizbor and Alexander Gorodnitsky. But the majority in this gallery are working people: oil workers, drillers, welders …

Vladimir Petrovich loves the nature of the Tyumen North — not rich, discreet, easily vulnerable. This is evidenced by the pictures "On distant berths" - a white night in the lower reaches of the Ob; "Liliana" — a boat in a quiet backwater and large flowers on the water; "Landscape" — a swamp, frail pine trees and a gray cloudy sky.

In this series, the picture "The Dream of a citizen" stands out. It shows a hut in a winter forest, covered with a blanket of snow, and smoke is streaming from the chimney. Seeing him, a friend of V. Ivanov, also not a bad photographer, said: "Well, that’s it, I’m throwing the device! I passed by this hut ten times, but I didn’t see the beauty."

Photos about sports occupy a prominent place. Vladimir Petrovich graduated from a physical education college in his youth. He started his career as a teacher at school, he was a good athlete himself. In this series, the pictures "Fans", "Finish", "Iron Game" stand out.

At the exhibition he met an experienced tracer, the head of the production and technical department of one of the departments of the trust Lyantortruboprovodstroy P. Yurchenko:

— I have known Vladimir Petrovich for a long time. He is a real artist of our hard work — the exhibition speaks eloquently about this. And on the highway, Volodya is the most popular person. Especially in summer, when everyone goes on vacation to the "Mainland". Everyone wants to have photos of the northern region to show to family and friends. Because he will take it off in such a way that no words can tell. And they tell the truth: it’s better to see once…
Made on
Tilda