Кочешев Алексей

О фотографе
In english
Кочешев Алексей Иванович

Родился в 1864 году в городе Кургане в семье купца Ивана Ивановича Кочешева. С 1888 по 1891 годы проживал на Кушвинском заводе Екатеринбургского уезда, имел там небольшую фотографию, получив на это разрешение Пермского губернатора. Получив разрешение Тобольского губернатора на производство фотографических работ в Кургане, он открыл 19 сентября 1891 года своё фотоателье в доме братьев Меньшиковых на Троицкой улице.

В 1895 году около 400 его фотографий Курганского и Ялуторовского уездов были представлены на сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Кургане, причем за них он получил серебряную медаль. На следующий год за свои фотографии А. И. Кочешев получил Похвальное письмо на международной фотографической выставке в Москве, устроенной к 1-му съезду «русских деятелей по фотографическому делу». К концу 1890-х гг. А. И. Кочешев добивается успеха в фотографическом деле и строит собственный дом, который отвечал требованиям его профессии. В это же время доходы позволили ему перейти из мещан в купеческое сословие.

Собственный дом был выстроен на перекрестке Дворянской улицы и Думского переулка в г. Кургане (современный перекресток ул. Советская и ул. Комсомольская). Этот двухэтажный полукаменный особняк был бы типичным для купеческой среды провинциального города, если бы не одновременное сочетание в нем черт классицизма, русского стиля и даже некоторых черт барокко. Первый этаж был кирпичным, второй — деревянным. Существует мнение, основанное на воспоминаниях дочерей фотографа, что на второй этаж был перевезен старый дом отца Алексея Ивановича, располагавшийся ранее в их имении в селе Падеринское.

В первые годы после постройки дома многие помещения сдавались в аренду. Однако, Алексей Иванович Кочешев был достаточно предприимчивым человеком: спустя некоторое время он перестает сдавать помещения своего дома в аренду и начинает использовать торговые площади для собственного дела. Уже через несколько лет после открытия фотографии в новом здании в цокольном этаже он помещает типографию, на первом этаже — магазин писчебумажных и фотографических товаров, хотя в реальности ассортимент был гораздо шире. Здесь продавали волшебные фонарики и горелки, спиртовые кухни, лыжи, фотоаппараты, пишущие машинки, елочные украшения. Со временем все здание становится единым комплексом оказания фотографических и типографских услуг.

Кочешева увлекли бурные события 1905 года. «Манифест о свободе» печатался в его типографии. Подавив открытое революционное выступление рабочих Кургана, городская полиция арестовала весь стачечный комитет. Кочешев, пользуясь своим авторитетом, сумел проникнуть в тюремный двор и сделать групповой снимок 14 арестованных (эти материалы были конфискованы полицией, но один снимок сохранился и находится в коллекции краеведческого музея). В 1907 году Кочешев отснял первомайские демонстрации.

В том же году он начал издавать собственную газету под названием «Курганские известия», которая в 1909 году была оштрафована на 500 рублей за антиправительственные материалы. Несмотря на это выпуск газеты был вскоре возобновлен, но под названием «Курганский вестник». В 1909 году типография издала «Адрес-календарь и справочную книгу торгово-промышленных фирм г. Кургана и его уезда Тобольской губернии», которая сейчас является одним из важнейших источников по истории Кургана этого периода. Кроме того, Кочешев был успешным агентом 1-го Российского страхового общества, выполнял обязанности товарища директора городского Общественного банка Василия Багашева. В 1910 году был избран гласным городской Думы.

До 1918 года А. И. Кочешев работал в фотографии, но и ее пришлось оставить. Поскольку с 1910 года Алексей Иванович был гласным городской Думы, то в 1918 году он подал письменное заявление о сложении своих полномочий. Дума приняла отставку 16 июня 1918 года. С началом гражданской войны семья фотографа уехала в имение в Падеринской волости, сам А. И. Кочешев уехал в Томск. Он вернулся в Курган после окончательного установления советской власти. Дом, который перед отъездом семья оставила в полном порядке, после их возвращения в город был национализирован (в 1919 г. — фотоателье, а в 1920 г. — типография), многое было растащено, большинство снимков выброшено. Часть фотографий сохранили у себя друзья и знакомые фотографа. Несмотря на это, по окончании гражданской войны Кочешевы еще некоторое время жили в Кургане. Глава семьи служил на овощесушильном заводе (бывший пивной завод Гампля). В 1927 г. они были лишены избирательных прав. Вскоре после этого семья А. И. Кочешева переехала в Омск, а затем на постоянное жительство в Новосибирск (бывший г. Ново-Николаевск). Здесь до 1933 года Алексей Иванович работал мастером по ремонту павильонной аппаратуры.
Kocheshev Alexey Ivanovich

He was born in 1864 in the city of Kurgan in the family of merchant Ivan Ivanovich Kocheshev. From 1888 to 1891 he lived at the Kushvinsky factory of the Yekaterinburg district, had a small photo studio there, having received permission from the Perm governor for this. Having received permission from the Governor of Tobolsk to produce photographic works in Kurgan, he opened his photo studio in the house of the Menshikov brothers on Troitskaya Street on September 19, 1891.

In 1895, about 400 of his photographs of Kurgan and Yalutorovsky counties were presented at an agricultural and handicraft industrial exhibition in Kurgan, and for them he received a silver medal. The following year, for his photographs, A. I. Kocheshev received a Letter of Commendation at the international photographic exhibition in Moscow, organized for the 1st Congress of "Russian figures in the photographic business". By the end of the 1890s, A.I. Kocheshev achieved success in the photographic business and built his own house, which met the requirements of his profession. At the same time, his income allowed him to move from the bourgeoisie to the merchant class.

His own house was built at the crossroad of Dvoryanskaya Street and Duma Lane in Kurgan (the modern crossroad of Sovetskaya and Komsomolskaya streets). This two-storey semi-stone mansion would be typical of the merchant environment of a provincial town, if there was not simultaneous combination of features of classicism, Russian style and even some features of the Baroque. The first floor was brick, the second — wooden. There is an opinion based on the memoirs of the photographer’s daughters that the old house of Alexey Ivanovich’s father, which was previously located on their estate in the village of Paderinskoye, was moved to the second floor.

In the first years after the construction of the house, many rooms were rented out. However, Alexey Ivanovich Kocheshev was quite an enterprising person: after a while he stops renting out the premises of his house and starts using retail space for his own business. A few years after the opening of photography in the new building, he placed a printing house in the basement, and a store of stationery and photographic goods on the ground floor, although in reality the range was much wider. Magic lanterns and burners, alcohol kitchens, skis, cameras, typewriters, Christmas decorations were sold here. Over time, the entire building becomes a single complex of photographic and printing services.

Kocheshev was carried away by the turbulent events of 1905. The "Manifesto of Freedom" was printed in his printing house. Having suppressed the open revolutionary action of the Kurgan workers, the city police arrested the entire strike committee. Kocheshev, using his authority, managed to get into the prison yard and take a group picture of 14 arrested (these materials were confiscated by the police, but one picture has been preserved and is in the collection of the Museum of Local Lore). In 1907, Kocheshev filmed the May Day demonstrations.

In the same year, he began publishing his own newspaper called Kurgan News, which in 1909 was fined 500 rubles for anti-government materials. Despite this, the publication of the newspaper was soon resumed, but under the name "Kurgan Bulletin". In 1909, the printing house published the "Address Calendar and reference book of commercial and industrial firms of Kurgan and its district of Tobolsk province", which is now one of the most important sources on the history of the Kurgan of this period. In addition, Kocheshev was a successful agent of the 1st Russian Insurance Company, served as a comrade of the director of the city Public Bank Vasily Bagashev. In 1910, he was elected a vowel of the City Duma.

Until 1918, A.I. Kocheshev worked in photography, but he had to leave it. Since 1910 Alexey Ivanovich was a vowel of the City Duma, in 1918 he submitted a written application for the resignation of his powers. The Duma accepted his resignation on June 16, 1918. With the outbreak of the Civil War, the photographer’s family left for an estate in Paderinsky parish, A.I. Kocheshev himself left for Tomsk. He returned to Kurgan after the final establishment of Soviet power. The house, which the family left in perfect order before leaving, was nationalized after their return to the city (in 1919 — a photo studio, and in 1920 — printing house), a lot was stolen, most of the pictures were thrown away. Some of the photos were kept by friends and acquaintances of the photographer. Despite this, after the end of the civil war, the Kocheshevs lived in Kurgan for some time. The head of the family served at a vegetable drying plant (the former beer factory of Gampl). In 1927 they were disenfranchised. Shortly after that, A.I. Kocheshev’s family moved to Omsk, and then to Novosibirsk (formerly Novo-Nikolaevsk) for permanent residence. Here, until 1933, Alexey Ivanovich worked as a master for the repair of pavilion equipment.
Made on
Tilda