Живые картинки Сузгун, Ершов

Историческая справка
In english
В 1836 г. в Тобольск из столицы вернулся Петр Павлович Ершов. Свою службу он начал в губернской гимназии, в которой раньше учился. Ершов заметно отличался от других преподавателей гимназии. Он организовал гимназистский театр, для которого писал пьесы. Учеников старших классов водил по историческим местам Тобольска: к подножию Чувашского мыса, где было последнее решающее сражение Ермаковой дружины с войском Кучума и на городище Искер.
Письма Ершова университетскому другу Владимиру Треборну и воспоминания ссыльного поляка Константина Волицкого свидетельствуют о том, что летом 1837 г. поэт предпринял прогулки «в разные стороны от Тобольска» и посетил в том числе Сузгун, «где жила одна из жён Кучума, по преданию, красавица».
Это путешествие вдохновило Ершова на создание поэмы «Сузге. Сибирское предание», которая была напечатана в октябре 1838 г. в двенадцатом томе журнала «Современник». Сюжет её выдержан в духе романтизма: обращён в историю, рассказывает о людях иной крови, искателях приключений и заканчивается трагедией. Это повесть о приходе в Сибирь казаков Ермака, о бегстве побеждённого хана Кучума, оставившего в городке Сузгун юную жену, которая предпочла гибель почётной сдаче в плен.
После первого издания поэма не печаталась почти полвека. Интересно, что в 1886 г. Тобольское драматическое общество решило инсценировать поэму и получило отказ. Однако премьера состоялась 21 апреля 1886 г. в помещении Общественного собрания и сопровождалась «живыми картинами».
Суть «живых картин» была в том, что загримированные участники постановки «застывают» в определённых позах в соответствующих декорациях на то время, пока чтец декламирует текст. Вероятно, именно такой жанр постановки был обусловлен тем, что её участники были ещё очень слабы как актёры.
Вниманию зрителей было представлено пять «картин». Первая – «разговор царя Кучума со своею любимою женою Сузге», в котором царица просит возвести ей терем на горе Сузгун. Вторая – вечер после купания Сузге. Третья – пир казаков на Искере: «Ермак с атаманами Кольцо, Грозою, Мещеряком, Михайловым и Паном». Четвёртая – смерть Сузге. Пятая – «возвращение дружины Ермака из Сузгуна».
Декорации для «живых картин» были выполнены художником Михаилом Степановичем Знаменским.

In 1836, Pyotr Pavlovich Ershov returned to Tobolsk from the capital city. He began his service at the provincial gymnasium, where he had previously studied. Ershov was noticeably different from other teachers of the gymnasium. He organized a gymnasium theater, which he wrote plays for. He took high school students to the historical places of Tobolsk: to the foot of the Chuvash Cape, where the last decisive battle of Ermakov's squad with Kuchum's army took place, and to the Isker settlement.
Yershov's letters to his university friend Vladimir Treborn and the memoirs of the exiled Pole Konstantin Volitsky indicate that in the summer of 1837 the poet took walks "in different directions from Tobolsk" and visited, among others, Suzgun, "where one of Kuchum's wives lived, according to legend, a beauty."
This journey inspired Ershov to create the poem "Suzge. Siberian Legend", which was published in October 1838 in the twelfth volume of the magazine "Sovremennik". Its plot is sustained in the spirit of romanticism: it is turned into history, tells about people of a different blood, adventurers and ends with a tragedy. This is a story about the arrival of Ermak's Cossacks in Siberia, about the flight of the defeated Khan Kuchum, who left a young wife in the town of Suzgun, who preferred death to honorable surrender.
After the first edition, the poem was not printed for almost half a century. Interestingly, in 1886, the Tobolsk Dramatic Society decided to stage the poem and was refused. However, the premiere took place on April 21, 1886 in the premises of a Public Meeting and was accompanied by "living pictures".
The essence of the "tableaux vivants" was that the made-up participants of the production "freeze" in certain poses in the appropriate scenery while the reader recites the text. Probably, this particular genre of the production was due to the fact that its participants were still very weak as actors.
Five "paintings" were presented to the audience. The first is "the conversation of King Kuchum with his beloved wife Suzga," in which the queen asks to build her a tower on Mount Suzgun. The second one is the evening after bathing in the pool. The third is the feast of the Cossacks on Isker: "Ermak with the Ring chieftains, the Storm, Meshcheryak, Mikhailov and Pan." The fourth is the death of Suzge. The fifth is "the return of Ermak's squad from Suzgun".
The decorations for the "tableaux vivants" were made by the artist Mikhail Stepanovich Znamensky.

Публикации
Made on
Tilda