Библиотеки, избы-читальни

Годы революции и гражданской войны, а также первые годы жизни молодого советского государства, не изобиловали фактами о деятельности библиотек. Только в ноябре 1929 года увидело свет Постановление ЦК ВКП(б) «О избах-читальнях». Тогда началась повсеместная борьба с неграмотностью. Эта работа была возложена на школьных учителей. Часто подход к важному делу был чисто формальным: гражданин, выучивший буквы и складывающий из слогов слова, а также умеющий ставить свою подпись, уже считался грамотным.
Избу-читальню ни в коем случае нельзя приравнивать к деятельности библиотеки. Ее функциональные обязанности гораздо проще: обеспечить доступ умеющим читать к собранным без особой системы книгам и газетам, а для малограмотных людей устраивать громкие читки на актуальные темы.
Библиотека имеет свои задачи, она состоит из фондов литературы по разным отраслям знаний, собранным по системе каталогов и картотек. Для библиотеки читатель нужен наиболее подготовленный, с разносторонними интересами. Если изба-читальня работала за счет общественников, то для работы в библиотеке необходим квалифицированный специалист.
Вопрос подготовки и обучения профессиональных кадров стал одним из важных. Кроме того, наступала пора уходить от громких читок к равноправному разговору-обсуждению содержания книги. Назревала необходимость передачи изб-читален и библиотек в ведомство отделам культуры райисполкомов. Это было осуществлено в 1940 году. Начало Великой Отечественной войны замедлило процесс реорганизации библиотек, повсеместно сохранялись старые формы работы.
В послевоенное время избы-читальни еще сохранялись в сельской местности. Их функции во многом были расширены, они стали приближены к клубным формам работы. Помимо книжной продукции досуг населения заполняли политические, драматические и музыкальные кружки. Выпускались стенные газеты и боевые листки на актуальные темы.

The years of the revolution and the Civil War, as well as the first years of the young Soviet state, were not replete with facts about the activities of libraries. It was only in November 1929 that the Resolution of the Central Committee of the CPSU (b) "On Hut-reading rooms" was published. Then the widespread fight against illiteracy began. This work was entrusted to school teachers. Often, the approach to an important matter was purely formal: a citizen who learned letters and composed words from syllables, and also knew how to put his signature, was already considered literate.
The hut-reading room in no case can be equated with the activities of the library. Its functional duties are much simpler: to provide access to books and newspapers collected without a special system for those who can read, and to arrange loud readings on topical topics for illiterate people.
The library has its own tasks, it consists of collections of literature on various branches of knowledge collected by the system, catalogs and card files. For the library, the reader needs the most prepared, with diverse interests. If the hut-reading room worked at the expense of public figures, then a qualified specialist is needed to work in the library.
The issue of trainin of professionals has become one of the most important. In addition, it was time to move away from loud readings to an equal conversation-discussing the contents of the book. There was a need to transfer the reading rooms and libraries to the departments of culture of the district executive committees. This was implemented in 1940. The beginning of the Great Patriotic War slowed down the process of reorganizing libraries, old forms of work were preserved everywhere.
In the post-war period, hut-reading rooms were still preserved in rural areas. Their functions have been expanded in many ways, they have become closer to club forms of work. In addition to book production, the leisure of the population was filled with political, dramatic and musical circles. Wall newspapers and battle sheets on current topics were produced.

Публикации