ФОТОРЕПОРТЕР ПРОФЕССИЯ РЕДКАЯ
Фотокорреспондентов было мало всегда. Их число значительно меньше по сравнению с пишущими журналистами. А настоящих фотокорреспондентов - тем более. Тех, кто овладел основами фотографии, работа в газете мало привлекала. Зарплата маленькая, требования большие. Мало того, что фотоотпечаток должен быть хорошо сделан технически, надо еще и сфотографировать интересно. Тем более, что пишущие на фотографов посматривали свысока.
-Мы, вот, настоящие журналисты, а вы нет. Что это за работа - на кнопочку нажать.
Те обижались, предлагали пишущим самим взять в руки фотоаппарат и попробовать себя в фоторепортаже. Может быть, на это влияло и штатное расписание партийной газеты, в котором ставка фотокорреспондента была самой низкой. Рассказы о том, что на западе основные фотографы изданий имеют самую высокую зарплату, воспринимались с недоверчивой улыбкой. Некоторые фотокорреспонденты всеми силами старались научиться хорошо писать и перейти на ставку литсотрудника, а потом пытались поскорей забыть о своей первой специальности.
В рядах фотокорреспондентов оставались только настоящие фанаты и подвижники фотографии. Я думал, что такие разногласия между пишущей и снимающей братией существуют только в местной прессе, на региональном уровне. Каково же было мое удивление, когда точно такие же разговоры я услышал в фотохронике ТАСС. Фотографы обижались на пишущих журналистов, те же не хотели вникать в проблемы фотокорров.
Времена меняются. Хоть споры на эту тему и возникают, но острота вопроса значительно уменьшилась. По моему мнению, фотография это отдельная специальность, отличающаяся от других. Она имеет множество направлений, и специализация в одном из них вовсе не означает, что можно с ходу добиться успеха в другой ее области.
Главное в том, что хороший фотограф, кроме владения техникой, должен обладать пониманием изображения.
Работа в периодическом издании накладывает дополнительные требования, поэтому и не у каждого дела идут на лад. Только время показывало: получился ли из хорошего фотографа хороший фотокорреспондент.
Свои мысли о труде фоторепортера я попросил высказать фотокорреспондента «Тюменской правды» Ю. Чернышева, одного из самых опытных представителей этого цеха.
-Работа в газете не дает спуску, времени расслабляться. Ежедневные задания, как правило, срочные. Приходится снимать все - от операционной до скотника. Были случаи, когда я, собираясь фотографировать торжественное мероприятие, одевал праздничный пиджак и галстук, а меня неожиданно отправляли в село. Я чувствовал себя на фотосъемке неловко, но не от задания, а от того, что я появляюсь на ферме в белой рубашке. Мне не нравится, когда фотограф начинает копаться в задания: это буду делать - это не буду. Если ты впрягся в эту работу, то должен снимать все. Трудности, конечно, есть. В считанные секунды найти композицию, чтобы ничего лишнего не было в кадре, поймать мгновение. Передать на снимке жизненную достоверность сложно. Иногда приходится быть на фотосъемке режиссером, а иногда, чтобы растормошить людей, строить из себя клоуна. Задача -донести до читателя дыхание жизни, чтобы на фотографии человек был человеком, жил своим характером. С пишущими корреспондентами поначалу были отношения натянутыми, маститые журналисты смотрели свысока. Ну не будет «играть» материал без хорошей фотографии, читатель такие не смотрит и не читает до конца. Сейчас отношения выровнялись. Результат лучше, когда с пишущим работаем единой командой. Сейчас многие журналисты берут в руки простые фотоаппараты с автоматикой, но мыльницей толкового кадра не сделать. Я знаю, что они хорошо не снимут, будет только пятно в газете. Сейчас много публикуют фотографий, которых раньше и близко на полосе бы не было. Я сразу вижу по снимку - профи делал или нет. Каждая хорошая фотография требует труда и репортерского пота.
Разговор продолжил член правления Тюменского отделения союза журналистов РФ, редактор отдела иллюстрации газеты «Тюменские известия» С. Киселев.
-Редакционный фотограф в своем фоторепортаже должен ответить на три вопроса: Что? Где? Когда? Необходимо донести информацию до читателя через свое видение. Объективной фотографии нет - она вся субъективна. Разные фотографы одно и то же событие снимут по-разному.
Современная прессовая фотография подразумевает полное отсутствие лакировки действительности. Журналисты, много лет проработавшие в партийной печати, не всегда принимают сегодняшние реалии на фотоснимках. Но есть и положительные примеры. По-современному относятся к фотографии редакторы газет В. Кузнецов, Р. Гольберг, В.Князев. Если к ним попадает хороший снимок, пусть жесткий и реалистичный, они всегда найдут ему место на полосе.
Человек так устроен, что сначала смотрит картинки. Фотография часто иллюстрирует текст, хотя она сама по себе самодостаточна. Плохое фото принизит текст, а хорошее ее усилит. Плохой текст не спасет ничего. В том счастливом случае, когда встречаются хорошие фотографии с хорошим текстом, многократно усиливается общее впечатление от материала.
Мое отношение к случаям, когда пишущий берет в руки фотокамеру, однозначно. Я категорически против. Профессия не терпит делитанства.
С мнением фотокорреспондентов о своей работе можно соглашаться или нет. Но понимания они заслуживают. Их мало. На фотосъемках держатся вместе, помогая друг другу, при случае не забудут похвалить за хорошую публикацию, т.к. знают, как трудно достается хороший кадр. Ведь кроме мастерства здесь нужна еще и удача.
Владимир Коротаев
Коллаж
Коллаж — техника и основанная на ней разновидность декоративного искусства, заключающаяся в вырезании фигур по контуру из какого-либо материала: разноцветной бумаги, картона, ткани, кожи и в прикреплении этих фигур к основе. В отличие от сходной техники аппликации в коллаже используют разнородные материалы, различающиеся по своей природе, цвету, фактуре, и различные технические приёмы их соединения, например: ткани и картона, холста и металлической фольги. Всё в целом и образует желаемую композицию. В этом отношении коллаж близок мозаике, в частности инкрустации, интарсии или маркетри. В последних случаях элементы фигур и фона в равной степени подвижны и монтируются на общую основу.
В энциклопедии «Британника» утверждается, что термин «коллаж» впервые был применён по отношению к работам дадаистов и сюрреалистов. Впоследствии его стали употреблять также по отношению к другим видам искусства: литературе, музыке, фотографии, кинематографу.
В отношении искусства авангарда и постмодернизма применяют модернистский аналог традиционного термина: ассамбляж. Это искусство, в котором используются разнообразные объёмные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости. Иногда используют обозначение «ready-made». Близки к ассамбляжу арт-объект и инсталляция, хотя и они имеют существенные отличия.