Гынгазов Николай Иванович

Николай Гынгазов пишет фотолетопись нашего края с начала 70-х годов. В его работах — история нефтяного освоения, жизнь коренных народов Севера и будни простых людей. Николай Иванович неоднократный победитель международных и всероссийских фотоконкурсов. Мэтр фотографии Югры. В 2010 году у Николая Гынгазова прошла необычная для северян выставка «Под крылом — Югра». Округ с высоты птичьего полета. Он считает съемку с аэроплана самой удачной точкой для фотографии. В этом — стремление фотохудожника подняться над суетой и посмотреть на мир с неба.

— Николай Иванович, с какого времени вы занимаетесь фотографией?
— В 1970 году, окончив авиатехническое училище, я приехал в Ханты-Мансийск и познакомился с бортмехаником Анатолием Лахтиным. Он снимал просто классно. Я зашел к нему в комнату и «умер» от увиденных фотографий. У него уже тогда был объектив «Таир-3», то есть фоторужье. На его фотографиях были белочки, снег, восходы, закаты. Я спросил: «А я смогу?» Он ответил: «Покупай фотоаппарат». И я купил «Зоркий-4». Сделал первые карточки, напечатал, пришел к нему и показал. У меня так хорошо получилось, что он сказал: «Ну ты молодец, давай, вперед». Вот с тех пор все и пошло-поехало.

— Чем для вас является фотография?
— Сейчас отношение к фотографии несколько иное, а раньше я просто жил фотографией. Помню, когда еще работал в газете «Нефтяник» в Нижневартовске, ко мне в лабораторию приходили ребята из фотоклуба и просто любители. Тогда я выделил для себя субботу и назвал ее «божьим днем». В субботу я занимался творчеством. Это было потрясающее хобби, за которое еще можно было получить деньги.

— Кто для вас лучший герой для фотографии?
— Для меня лучший герой — не герой вообще, а человек, который «цепляет» из толпы чем-то особенным. Например, если у него фактурное, интересное лицо. И лучше снимать того, кто по-своему — артист.

— По каким критериям вы выбираете удачный кадр?
— Еще работая в фотоклубе, я ввел две оценки. Первая — «Ух ты!» и вторая — «Ну и что?» Фотография может поразить новизной, композицией, необычностью момента, динамикой. В пейзаже может быть тончайшее настроение, необычность цвета и света, то, чего ты раньше не встречал.

— У вас наверняка есть стойкое убеждение, которому вы следуете?
— Да, есть. Но это убеждение не фотографа, а человека. Сейчас я каждый день прохожу пять километров. Нужно это мне, не нужно — я встаю и иду. С одной стороны, это просто такой механизм, а с другой — я стараюсь выгнать из себя лентяя, оставаясь не столько в физической, сколько в духовно-человеческой форме.

— Что нового в ваших планах?
— У меня есть потрясающая мысль. Я летаю на мотопараплане. Но он сейчас не совсем исправен — раз, и у нас очень много ветров — два. Полет для меня — это возможность иметь нормальную точку съемки. А сейчас мой приятель — директор фотобанка «Русский взгляд» — купил вертолет особой конструкции. По размерам как крупная модель, но это очень профессиональная «игрушка» с четырьмя винтами, к которой крепится фотоаппаратура. Это очень новое направление. Представьте себе: болото, туман. Ну как ты подпрыгнешь? А с ноутбуком можно управлять этой техникой достаточно далеко. И я все чаще задумываюсь над этим новым способом съемки.

— Как вы понимаете фразу «Мир через объектив»?
— По-моему «мир» — сказано слишком обобщенно, я бы сказал не «мир», а окружающий мир. Это я понять могу, и даже делаю. Это делает каждый человек, фотограф — особенно. Ты идешь без фотоаппарата и видишь кадр, ты его моментально оцениваешь, определяешь границы и как бы снимаешь. То есть ты не просто идешь, а как будто все время фотографируешь. Вот тут — лицо интересное, вот у тетки что-то упало, вот пейзаж необычный, дерево красиво изогнуто и так далее. Постоянно в поиске, постоянно тренируешь свой взгляд.

Источник www.ugra-start.ru

Gyngazov Nikolay Ivanovich


Nikolai Gyngazov has been writing a photo chronicle of our region since the early 70s. His works include the history of oil exploration, the life of the indigenous peoples of the North and the everyday life of ordinary people. Nikolay Ivanovich is a multiple winner of international and All-Russian photo contests. He is also a master of photography of Ugra. In 2010, Nikolai Gyngazov hosted an unusual exhibition for northerners "Under the wing — Yugra". A bird’s-eye view of the county. He considers shooting from an airplane the most successful point for photography. This is the desire of the photographer to rise above the hustle and bustle and look at the world from the sky.

— Nikolay Ivanovich, when did you begin doing photography?
— In 1970, after graduating from the aviation technical school, I came to Khanty-Mansiysk and met flight mechanic Anatoly Lakhtin. He shot just great. I went into his room and "died" because of the photos I saw. He already had a "Tair-3" lens, that is, a photo weapon. In his photos there were squirrels, snow, sunrises, sunsets. I asked: "Can I?" He replied: "Buy a camera." And I bought a "Sharp-eyed-4". I made the first cards, printed them, came to him and showed him. I did it so well that he said, "Well done, come on, go ahead." Since then, everything has started.

— What is photography for you?
— Now the attitude to photography is somewhat different, and before I lived only because of phography. I remember when I was still working at the newspaper "Neftyanik" in Nizhnevartovsk, guys from the photo club and just amateurs came to my laboratory. Then I singled out Saturday for myself and photography and I called it "God's day." On Saturdays I was doing creative work. It was an amazing hobby, for which you could still get money.

— Who is the best hero for photography for you?
— For me, the best hero is not a hero at all, but a person who "catches" from the crowd with something special. For example, if he has a textured, interesting face. And it’s better to take a picture of someone who is an artist in his own way.

— By what criteria do you choose a successful photograph?
— While still working in the photo club, I entered two ratings. The first is "Wow!" and the second is "So what?" A photo can impress with its novelty, composition, unusual moment, dynamics. There can be a subtle mood in the landscape, an unusual color and light, something that you have not met before.

— Surely you have a strong belief that you follow?
— Yes, but this is not a photographer’s belief, but a person’s. Now I walk five kilometers every day. Whether I need it or not — I get up and go. On the one hand, it’s just such a mechanism, and on the other hand, I try to drive the lazy person out of myself, remaining not so much in the physical as in the spiritual-human form.

— What is new in your plans?
— I have an amazing idea. I fly a motorcycle paraglider. But it’s not quite working right now — firstly, and we have a lot of winds — secondly. Flying for me is an opportunity to have a normal shooting point. And now my friend, the director of the Russian View photo bank, has bought a helicopter of a special design. It’s about the size of a large model, but it’s a very professional "toy" with four screws, to which the camera equipment is attached. This is a very new direction. Imagine: a swamp, fog. How are you going to jump? And with a laptop, you can control this technique far enough. And I’m thinking more and more about this new way of shooting.

— How do you understand the phrase "The world through the lens"?
— In my opinion, "the world" is said too generally, I would say not "the world", but the surrounding world. I can understand this, and I even do it. Everyone does it, especially the photographer. You go without a camera and see the frame, you instantly evaluate it, define the boundaries and take a picture. That is, you are not just walking, but as if you are taking pictures all the time. Here is an interesting face, here is an aunt’s something fell, here is an unusual landscape, the tree is beautifully curved, and so on. Constantly searching, constantly training your eyes.