Тереб Н. «Учитель физкультуры». — «Тюменские известия», 2004, № 2−3.
— Иванов. Зовите просто Вовой… Так обычно представлялся — и в высоких кабинетах, и встречным на улице, и коллегам-новичкам — фотокорреспондент «Тюменского комсомольца» Владимир ИВАНОВ. Неизменные эти слова всегда были искренними. Как ивановская улыбка. Как неповторимая манера то нервно, то ласково, в зависимости от ситуации, поглаживать собственные усы прокуренными пальцами.
Эти слова были негласным предложением перейти на «ты». Не от того ли герои Иванова — буровики, строители, геологи — никогда не позировали перед фотокамерой. Они просто продолжали работать, а рядом с ними работал Иванов. Свадьбы, праздники, юбилеи, орденоносные герои и обыкновенные прохожие… Никто не замирал перед его объективом, всё было живым.
Да и сам он никогда не рисовался, не «морщил лоб», не называл себя профессионалом.
У Иванова всегда было много друзей. Еще больше знакомых. Я — из их числа, хоть и проработали вместе 9 лет. Рядом с ним я чувствовала себя ученицей. Можно было перебрать сотни слов, но так и не найти точных для того, чтобы «раскрыть» модный тогда, в 80-е, девиз покорителей Севера: «Мы согреем эту землю». Часто за меня, журналиста, говорили фотографии Мастера… Он хорошо знал Север, был знаком с жизнью первопроходцев. И щедро делился этим знакомством с пишущими коллегами.
Снимал Петрович стареньким отечественным фотоаппаратом… Не было тогда суперкомпьютеров, делающих из рядового кадра «конфетку». Все он делал сам. И не помню случая, чтобы Иванов запорол съемку.
Зато помню другой случай… Пришла в выставочный зал на открытие какой-то экспозиции. И вижу «произведение»: лежит на полу мужик. Пьяный, что ли? Подошла поближе… и узнала Петровича, фотографирующего «с нижней точки». В поисках кадра он не задумывался о том, как сам смотрится со стороны.
…В июле прошлого года он неожиданно мне позвонил:
— Очень нужно, чтобы ты пришла ко мне домой. Дело принципа… Пришла. Иванов встретил вопросом:
— Помните ли вы, сударыня, событие, которое произошло с нами двадцать пять лет тому назад?
— Не помню, Владимир Петрович…
Вооружившись очками, дужки которых скрепляла бельевая резинка, он рылся в своем знаменитом фотоархиве. И вдруг протянул мне книжку — сборник песен Евгения Мартынова:
— 25 лет назад ты собственноручно на первой страничке этой книжки написала, что будешь звать меня просто Вовой. Держи слово! А еще 25 лет назад я пообещал тебе напечатать какую-то фотографию, но не помню — какую. Поэтому подарю ту, где еще живые Вовка Тереб и Саша Швецов… Знаешь, если когда-нибудь получится с выставкой, один из разделов хочу посвятить журналистам, с которыми меня свела работа. Но пока нет денег…
Желая хоть как-то поправить его материальное положение, предложила опубликовать некоторые снимки у нас в «Тюменских известиях». И они увидели свет. А Петровича обрадовал гонорар.
— Пойдут на рамки для фотографий? — напомнила ему мечту о выставке.
— Нет. В деревню поеду. Хочу в тишину и снега… А тебе, может, деньги нужны? Могу поделиться!
— Нет уж, копите лучше на выставку…
Я не знала тогда, что вижу и слышу Петровича в последний раз. В самом начале этого января его, не стало…
Уже после его смерти я случайно узнала: по своей «официальной» специальности фотокор Иванов — учитель физкультуры.
Странно: в жизни он никогда не «назидал», не учил в привычном понимании этих слов. И в то же время Учителем был для многих.
Учил секретам черно-белой светописи. Учил бескорыстной любви к Делу. Страшно близорукий — учил точному и доброму взгляду на жизнь. Учил видеть значительное в простом. В запечатленном им крутобоком троллейбусе — первом троллейбусе Тюмени! — целая эпоха… Учил культуре бережного — ивановского! — обращения с бесценным и тонким человеческим «материалом».
Учил, оставаясь при этом просто Вовой Ивановым…
Осколков А. «О времени и о себе». — «Тюменская правда», 1988, 20 августа.
В Сургуте в одном из залов нового здания краеведческого музея открылась персональная фотовыставка Владимира Иванова.
Тем, кто давно живет в нашем крае, это имя хорошо знакомо. Владимир Петрович семнадцать лет работал фотокорреспондентом газеты «Тюменский комсомолец», опубликовал тысячи снимков, многие читатели знакомились с жизнью области через объектив его камеры.
В. Иванов — непременный участник всех выставок в Тюмени, четыре раза занимал на них первые места. Кроме того, экспонировал свои работы на выставках в Москве, Свердловске, Челябинске, Нижневартовске. В 1978 году он получил диплом первой степени на фотоконкурсе «Россия — Родина моя», проведенном газетой «Советская Россия».
Последние годы Владимир Петрович живет и работает в Сургуте, заведует фотолабораторией в тресте Оргтехстрой трубопроводного объединения. Но за «грудой дел, суматохой явлений» он никогда не забывает о душе. Из каждой командировки привозит какой-нибудь интересный, редкий снимок. Из них и составлена основная часть экспозиции.
На выставке представлено шестьдесят работ. Широка их география — от северного поселка Халесовая до ишимского села Лариха. Представленные снимки сделаны последние десять лет.
Профессии журналиста и трассовика, конечно, наложили свой отпечаток на экспозицию. В ней много сюжетов производственного плана — работа на буровой, сварка трубопровода, укладка железнодорожного полотна, панорама речного порта. И названия мелькают знакомые: Самотлор, Уренгой, Холмогоры, Мегион. Но Иванов умеет выбрать такой ракурс, что только удивляешься его зрению художника.
Особое место на выставке занимает галерея портретов. Ее открывает снимок летчика-космонавта, почетного гражданина Тюмени П. Беляева. Рядом гости нашего города — Юрий Визбор и Александр Городницкий. Но большинство в этой галерее — люди труда: нефтяники, буровики, сварщики…
Владимир Петрович любит природу Тюменского Севера — небогатую, неброскую, легко ранимую. Об этом говорят снимки «На дальних причалах» — белая ночь в низовьях Оби; «Лилиана» — лодка в тихой заводи и крупные цветы на воде; «Пейзаж» — болото, хилые сосенки и серое пасмурное небо.
В этой серии выделяется снимок «Мечта горожанина». На ней избушка в зимнем лесу, покрытая снежным одеялом, а из трубы струится дым. Увидев его, один знакомый В. Иванова, тоже не плохой фотограф, сказал: «Ну, все, бросаю аппарат! Десять раз мимо этой избушки проходил, а красоты не увидел».
Заметное место занимают фотографии о спорте. Владимир Петрович в юности закончил физкультурный техникум. Трудовую деятельность начинал преподавателем в школе, сам был неплохим спортсменом. В этой серии выделяются снимки «Болельщики», «Финиш», «Железная игра».
На выставке встретил опытного трассовика, начальника производственно-технического отдела одного из управлений треста Лянтортрубопроводстрой П. Юрченко:
— Владимира Петровича знаю давно. Он настоящий художник нашего нелегкого труда — об этом красноречиво говорит и выставка. А на трассе Володя — самый популярный человек. Особенно летом, когда все едут в отпуска, на «Большую землю». Каждому хочется иметь фотографии северного края, чтобы показать родным и знакомым. Потому что он так снимет, что никакими словами не расскажешь. Да и правду говорят: лучше один раз увидеть…