Оленеводы

Для человека, впервые попавшего в тундру, это дикий и неприветливый край – тысячи километров бескрайних просторов, однообразных ландшафтов, холода и пронизывающего ветра. Но для кочевых оленеводов Севера – саамов, ненцев, энцев, нганасанов, долганов, северных хантов, селькупов, эвенов и эвенков, тундровых чукчей, коряков – это родной дом, в котором они ориентируются не хуже, чем горожанин в собственной квартире. Кочуют оленеводы круглый год, снимаясь с места каждые два-три дня или раз в несколько недель – зависит от сезона и от того, насколько быстро у оленей закончится пища: ягель, грибы, ягоды, кустарники.
«Олени для ненца – это и транспорт, и питание, и одежда, и покрытие для чума. То есть олень – наш дом, получается. Из рогов поделки мастерим, украшения, ножи из кости оленя делаем, но сейчас только сувенирные. Пользуемся уже современными, железными» (Александр Салендер, Ямал Портал ura.ru).
For a person who came to the tundra for the first time, this is a wild and inhospitable land – thousands of kilometers of vast expanses, monotonous landscapes, cold and piercing wind. But for nomadic reindeer herders of the North – Sami, Nenets, Ents, Nganasans, Dolgans, northern Khants, Selkups, Evens and Evenks, tundra Chukchi, Koryaks – this is their home, where they navigate no worse than a citizen in his own apartment. Reindeer herders roam all year round, taking off every two or three days or every few weeks – it depends on the season and how quickly the reindeer will run out of food: berries, mushrooms, shrubs.
"Deer for Nenets are transport, food, clothing, and covering for the plague. The deer is our home, it turns out. We make crafts from horns, jewelry, knives from deer bones, but now only souvenirs. We are already using modern, iron ones" (Alexander Salender, Yamal Portal ura.ru).
Публикации