Транспортировка леса по реке издавна являлась самым простым средством доставки древесины. По Оби, Иртышу, Туре и Тоболу лес сплавляли на север. В Советском Союзе сплав леса также был широко распространен, чему поспособствовало то, что все основные лесозаготовки велись в отдаленных северных и восточных районах, богатых полноводными реками, и, чтобы доставить бревна до лесообрабатывающих предприятий, удобнее было использовать именно водные пути.
В 1960-1970-х гг. впервые активно заговорили о загрязнении водоемов древесной массой. Сплав бревен по рекам загрязняет воду, причем как физически, так и химически. Затонувшая древесина изменяет состав воды, снижается содержание кислорода и выделяются вредные вещества, такие как фенол и меркаптаны. Из водоемов с «деревянным» дно рыба уходит.
В России последствиями лесосплава XIX–XX веков стало то, что на дне рек до сих пор покоятся миллионы рублей, а сосны-путешественницы спустя десятки лет случайно оказываются у берегов Гренландии и Исландии.