Судостроительный завод

История тюменского судостроения уходит своими корнями еще в первую половину XIX века. В 1838 г. в Тюмени был построен первый сибирский пароход «Основа». Шестью годам позже свет увидел второй пароход — «Взор». Оба судна имели деревянные корпуса и маломощные паровые двигатели. На прославленной Тюменской промышленной выставке 1871 года наибольшее внимание привлекли изделия тюменского завода Гуллета. Он производил пароходы, железные барки, паровые машины разных систем. В июне 1893 г. с верфей завода сошел первый в Сибири пароход для перевозки людей — «Кормилец».
С основанием завода Гуллета начался период организованного судостроения в Тюмени. После Октябрьской революции в 1918 г. вышел декрет о национализации флота, и купеческие верфи перешли в собственность государства в Обь-Иртышском бассейне.
В 1923 г. для Карской экспедиции было решено осуществить постройку двух лихтеров в Тюмени. Для этих целей здесь открылось отделение Балтийского завода. После того как в Тюмени со стапелей сошли несколько судов, наконец, было принято решение о создании в городе самостоятельного судостроительного завода. Это событие произошло 5 июня 1928 года. А уже к концу первой пятилетки тюменская верфь спустила на воду 15 пароходов, 37 лихтеров и барж. В 1940 году в состав верфи влился судоремонтный завод.
В годы войны на тюменскую верфь эвакуировали оборудование и сотрудников судостроительных заводов из Ленинграда, Херсона, Керчи, Николаева, Феодосии, Рыбинска. Завод перешел на выпуск оборонной продукции: мин, реактивных снарядов, минометов. Впоследствии было освоено производство торпедных катеров. Их выпустили около 150 штук. Десяти морякам, служившим на тюменских катерах, присвоено звание Герой Советского Союза. Труд коллектива Тюменского судостроительного завода в годы войны не раз отмечался переходящим знаменем Государственного комитета обороны СССР. Завод был награжден орденом Отечественной войны первой степени.
В 1947 г. предприятие возобновило выпуск гражданской продукции. С 1947 по 1992 год было построено более 2200 судов: пассажирские и наливные, сухогрузные и буксирные теплоходы, рефрижераторы, автомобильные паромы, буксиры, танкеры, баржи различных видов. За создание плавучей электростанции «Северное сияние» тюменские судостроители были отмечены Государственной премией СССР, неоднократно получали дипломы и медали ВДНХ. За отличную работу правительство страны присвоило заводу почетное звание имени 60-летия СССР. До 1963 года предприятие называлось завод № 639, п/я 45. Свое нынешнее название «Тюменский судостроительный завод» оно получило 9 июля 1963 года постановлением Совета Министров СССР.
24 августа 1992 года предприятие перестало быть государственной собственностью и стало акционерным обществом без участия государственного капитала.
На сегодняшний день основными направлениями деятельности многопрофильного производства являются судостроение для нефтяной промышленности, изготовление металлоконструкций, товаров хозяйственно-бытового назначения и других видов изделий.

The history of Tyumen shipbuilding goes back to the first half of the XIX century. In 1838, the first Siberian steamship Osnova was built in Tyumen. Six years later, the second steamer, the Vzor, saw the light. Both vessels had wooden hulls and low-power steam engines. At the famous Tyumen Industrial Exhibition of 1871, the products of the Tyumen Gullet factory attracted the most attention. It produced steamships, iron barges, steam engines of various systems. In June 1893, the first steamship in Siberia for the transportation of people, the "Breadwinner", descended from the shipyards of the plant.
With the foundation of the Gullet plant, the period of organized shipbuilding in Tyumen began. After the October Revolution in 1918, a decree on the nationalization of the fleet was issued, and merchant shipyards became state property in the Ob-Irtysh basin.
In 1923, it was decided to build two lighters in Tyumen for the Kara expedition. For these purposes, a branch of the Baltic Plant was opened here. After several ships left the stocks in Tyumen, it was finally decided to create an independent shipbuilding plant in the city. This event took place on June 5, 1928. And by the end of the first five-year plan, the Tyumen shipyard launched 15 steamships, 37 lighters and barges. In 1940, a ship repair plant joined the shipyard.
During the war, equipment and employees of shipbuilding plants from Leningrad, Kherson, Kerch, Nikolaev, Feodosia, Rybinsk were evacuated to the Tyumen shipyard. The plant switched to the production of defense products: mines, rockets, mortars. Subsequently, the production of torpedo boats was mastered. They produced about 150 pieces. Ten sailors who served on Tyumen boats were awarded the title Hero of the Soviet Union. The work of the Tyumen Shipyard team during the war was repeatedly marked by the passing banner of the USSR State Defense Committee. The plant was awarded the Order of the Patriotic War of the first degree.
In 1947, the company resumed the production of civilian products. From 1947 to 1992, more than 2,200 vessels were built: passenger and bulk, dry cargo and tow ships, refrigerators, car ferries, tugs, tankers, barges of various types. For the creation of the floating power plant "Northern Lights" Tyumen shipbuilders were awarded the USSR State Prize, repeatedly received diplomas and medals of VDNH. For excellent work, the government of the country awarded the plant the honorary title of the 60th anniversary of the USSR. Until 1963, the company was called Plant No. 639, n/a 45. It received its current name "Tyumen Shipbuilding Plant" on July 9, 1963 by a decree of the Council of Ministers of the USSR.
On August 24, 1992, the company ceased to be state property and became a joint-stock company without the participation of state capital.
To date, the main activities of the multidisciplinary production are shipbuilding for the oil industry, the manufacture of metal structures, household goods and other types of products.

Публикации