ЖД Тобольск - Нижневартовск

История железной дороги Тюмень-Сургут-Уренгой и ее ответвления к Нижневартовску сейчас незаслуженно забыта и материалов по ней почти не найти, хотя масштабы привлечения сил и средств на то время не имели аналогов в стране. Новая железная дорога была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой, и в Западную Сибирь съезжались сотни студенческих отрядов со всех концов страны.
После геологических изысканий, к началу 1960-х годов стало ясно что север Западной Сибири содержит в своих недрах крупнейшие в стране и одни из крупнейших в мире запасы нефти и газа. Но в отличие от степей Баку и Татарстана организовать добычу этих богатств здесь намного сложнее – никаких транспортных путей кроме рек на территории нет.
Для освоения Тюменского севера было принято решение соорудить железную дорогу, которая бы прошла через весь край с юга на север, «нанизав» на себя районы основных месторождений. Открытие Самотлора во многом предопределило маршрут будущей дороги – от Тюмени через Тобольск до Сургута, и далее на восток в район Самотлора, где должен быть построен город Нижневартовск.
Летом 1966 года строительство началось. Довольно быстро были преодолены лесостепные районы от Тюмени до Тобольска, и 26 октября 1967 года на левый берег Иртыша пришел первый поезд. Первая из двух значительных водных преград была преодолена меньше чем за два года, и 29 марта 1969 г. Тобольск услышал гудок тепловоза.
Участок Тобольск-Сургут проходит по таежной зоне с многочисленными болотистыми участками. Строительство здесь замедлилось. Кроме того, на трассе находился самый сложный и дорогостоящий объект дороги – комплекс мостовых переходов через Обь и ее протоки. Праздник на улицах Сургута - старинного городка, получившего новую жизнь, состоялся 5 августа 1975 года. 14 ноября 1976 года первый поезд пришел и в Нижневартовск

The history of the Tyumen-Surgut-Urengoy railway and its branch to Nizhnevartovsk is forgotten now and materials about it are almost impossible to find, although the scale of attracting forces and funds at that time had no analogues in the country. The new railway was declared an All-Union Komsomol construction site, and hundreds of student detachments from all over the country gathered in Western Siberia.
After geological surveys, by the early 1960s it became clear that the north of Western Siberia contains in its bowels the largest in the country and one of the largest reserves of oil and gas in the world. But unlike the steppes of Baku and Tatarstan, it is much more difficult to organize the extraction of these riches here – there are no transport routes other than rivers on the territory.
For the development of the Tyumen north, it was decided to build a railway that would pass through the entire region from south to north, "stringing" the areas of the main deposits. The discovery of Samotlor largely predetermined the route of the future road – from Tyumen through Tobolsk to Surgut, and further east to the Samotlor area, where the city of Nizhnevartovsk should be built.
In the summer of 1966, construction began. The forest-steppe areas from Tyumen to Tobolsk were overcome fairly quickly, and on October 26, 1967, the first train arrived on the left bank of the Irtysh. The first of two significant water obstacles was overcome in less than two years, and on March 29, 1969, Tobolsk heard the whistle of a locomotive.
The Tobolsk-Surgut section runs through the taiga zone with numerous swampy areas. Construction has slowed down here. In addition, the most complex and expensive object of the road was located on the highway – a complex of bridge crossings over the Ob and its channels. The celebration on the streets of Surgut, an ancient town that received a new life, took place on August 5, 1975. On November 14, 1976, the first train arrived in Nizhnevartovsk.

Публикации