Турбин Владимир Терентьевич

  • Родился 10 июня 1941 года в селе Красново Исетского района. Отец погиб в декабре 1943 года, мать воспитывала его одна.
  • В 1946 г. переехал в Тюмень. Занимался в студии известного тюменского художника Александра Митинского.
  • В 1956 г. увлекся фотографией.
  • В 1957 г. начал трудовую деятельность механиком мебельного цеха (ныне Тюменский фанерокомбинат), учебу заканчивал в вечерней школе.
  • В качестве штатного фотографа трудился на моторном заводе, на тюменском телевидении и радио, в картинной галерее, в газетах «Тюменский курьер» и «Тюменская правда сегодня» (с 2002 г. — «Тюменская область сегодня»).
  • Умер 27 июля 2003 года.

Мастер доброй улыбки
Память о фотокорреспонденте Владимире Турбине жива

Лица… Такие разные лица людей! Один заинтересованно-деловой, другой добродушный, третий задумчивый. Как он мог разгадать глубины человеческой личности, уловить мимолетное настроение человека и так мастерски показать его в фотоснимке?! Это могло быть только от Бога. Это талант. И большая любовь к людям, к нашим землякам.

Еще раз вспомнить замечательного фотокорреспондента нашей редакции дал повод — 70-летний юбилей Тюменской области. Многие мгновения ее истории сохранились для потомков благодаря подвижническому труду Владимира Турбина.

К юбилейной дате на третьем этаже Дома печати, рядом с помещением, в котором находилась фотолаборатория, появилась экспозиция, посвященная Владимиру Терентьевичу. Тут же музей фотожурналистики Тюменской области, недавно созданный в редакции при помощи читателей газеты и вдовы Владимира Терентьевича, Нины Александровны. Мне как журналисту приятно, что и в экспозиции, и в оформлении музея использованы мои откровения, ведь мне повезло работать вместе с Мастером!

Фотоохота

В прошлый раз не все вошло в публикацию из набранного для статьи материала. Например, рассказ пенсионера Владимира Забытова об увлечениях своего друга. Приведу не публиковавшуюся ранее забавную и трогательную историю об отношении Владимира Терентьевича к живой природе. Владимир Вяче­славович вспоминает:

— Это случилось во время путешествия на велосипедах до Свердловска летом 1960 года.

Остановились на привал вечером, но было еще совсем светло. Разожгли костер, поставили варить кашу. Кругом тишина, только квакала лягушка. Вдруг Володя берет фотоаппарат и в сторону от костра.

— Ты куда? — спрашиваю.

— Хочу лягушку сфотографировать, — ответил он.

Ну и я с ним. Так в поисках лягушки про кашу и забыли. Естественно, она сильно подгорела. Но несколько кадров в беготне мы все-таки сняли.

Родственные души

Решив познакомиться поближе с вдовой дорогого коллеги, Ниной Александровной, при­ехала к ней домой. Тихая, уютная хрущевка в районе КПД. Как и ожидала, на стенах увидела картины. Закат над рекой, березовый лес ранней весной, сорока примостилась на заборе…

— Эту картину ему подарил Коробейников, эту Токарев, — начала перечислять Нина Александровна имена известных тюменских художников. — Вот в этом альбоме Александра Павлова вся фотосъемка его. Очень дружил с художниками. Много работал с искусствоведом Натальей Сезевой. В фотоальбоме «Тюменский ковер» много его снимков. Мастериц снимал, их работы. Любил мастеровых людей. Сам переплетал книги. Журналы «Юность», «Роман-газету» в переплет оформил: хороших книг тогда мало продавалось, а в журналах можно было найти много интересного. После турпоходов для каждого участника, а их человек пятнадцать бывало, делал фотокниги.

— На свои деньги?

— А как же. Мы тогда об этом не думали. Раньше человеческие отношения были теплее. После перестройки многое изменилось. С экономикой понятно, но почему люди-то поменялись?
Турбины прожили вместе сорок лет. Объединяли их и общие увлечения, и работа. Когда познакомились, оба трудились на мебельной фабрике: Нина в клубе, Володя — в мебельном цехе. Уже в молодом возрасте парень был очень серьезным. Его уважали. Руки у него были золотыми, многие обращались к Владимиру Терентьевичу за помощью. Молоденькая девушка увидела в нем трудолюбивого, надежного человека. Однажды Владимир снимал коллектив фабрики на первомайской демонстрации. Снимки сушил дома. Друзья Нине сообщили: «У Турбина по всем стенам твои портреты висят!» Оказывается, влюбленный только на нее фокус и наводил!

— Он бы во ВГИК поступил, мечта была. Но пошел работать на моторный завод, чтобы квартиру получить, — продолжала Нина Александровна.

Позже оба работали в телецентре: Владимир, конечно, фотографом, Нина — в киноцехе, обрабатывала кинопленки. На несколько минут тюменского эфира работала бригада в 15 человек. Больших специалистов в киноцехе не было, и жена нередко обращалась к мужу за консультацией. После перестройки пытались организовать коммерческую структуру, но бизнеса не получилось, ведь привыкли строить отношения на взаимопомощи.
— Пусть не нажили богатства, зато сколько хороших людей встретили на пути! — Нина Александровна тепло улыбнулась и пригласила попить чаю.
Спасибо вам, милая, хрупкая муза фото­художника!

Родная земля

С первого дня существования газеты «Тюменская правда сегодня» (прежнее название нашей газеты, если помните) Владимир Турбин сотрудничал с редакцией, а потом вошел в штат. Заместитель главного редактора Раиса Ковденко вспоминает:
— В новой редакции своей фотолаборатории не было. Какая лаборатория, если у нас один стол и одна табуретка! Турбин на первых порах снимал своей техникой, а проявлял пленку и печатал фото у друзей на улице Воровского. И ведь успевал в день съемки привезти фотографии в номер!

Но чаще, по воспоминаниям Нины Турбиной, в фотолаборатории, выделенной Владимиру Терентьевичу Союзом художников, он засиживался допоздна, чтобы к утру принести снимки в редакцию. Домой возвращался в два ночи, шел с улицы Воровского пешком. А она ждала…
К 55-летию Великой Победы газета готовила цикл очерков об участниках войны. Раиса Петровна вместе с Владимиром Терентьевичем отправились в Исетский район, в деревню Битюки. Там жил участник Парада Победы в Москве. Был апрель, припекало солнышко, природа начинала оживать. А места в Битюках живописные! Пригорки да овражки, река игривая рядом. «Обязательно приеду сюда на майские праздники и знакомых художников приглашу, — восторженно пообещал Владимир Терентьевич. — Пусть рисуют!»

Попросил газету…

Я сама познакомилась с Владимиром Турбиным, еще не работая в «Тюменской правде сегодня», — где бы вы думали? — на фестивале туристов и путешественников «Одиссея»! Седовласый очень приятный фотограф подошел к костру нашей веселой компании и предложил нас сфотографировать для газеты.

— Ты садись на бревно, — предложил он балагуру Женьке Минину, державшему гитару. — Вы, ребята, рядом, а вы, девушка, — обратился он ко мне, — положите руку гитаристу на плечо. А теперь — улыбочка!

Как старый фотограф с большим черным ящиком-камерой или как художник, он рассаживал людей, выстраивая композицию. И все получалось красиво, как на картине.
Всего три года выпало мне работать с ним в редакции, и каждое задание, на которое ходили вместе, превращалось в удивительное, радостное приключение: если с другом вышел в путь, веселей дорога! По своей инициативе он снимал редакционные вечеринки и дарил нам потом фотографии. Мы все очень любили его. Руководство — за надежность, коллеги — за человеческую теплоту. Вся редакция огорчилась и недоумевала, когда стал известен страшный диагноз Владимира Терентьевича — онкология. Может быть, это случилось потому, что весь негатив он держал в себе и никогда не выплескивал на окружающих? Он очень любил жизнь, был кипучей натурой, не терпел безделья и болел душой за успех родного коллектива. Помню, когда пришла в онкодиспансер попроведать Владимира Терентьевича, он первым делом спросил: «А газету принесла?»

После смерти Владимира Терентьевича все фотопленки Нина Александровна отдала в Государственный архив Тюменской области. Снимки остались в редакциях газет. А фотоаппарат взяла в руки внучка — Мария Турбина.

Увидимся!

Может быть, оглянуться назад, в прошлое, нужно для того, чтобы шагнуть в будущее? Официальная церемония открытия музея тюменской фотожурналистики, центральные стенды которого посвящены Владимиру Турбину, намечена на 26 августа. По словам главного редактора газеты Александра Скорбенко, музей станет данью памяти людям, которые отдали жизнь фотожурналистике и увековечили судьбы Тюменской области. На церемонию редакция приглашает родных Владимира Турбина, ведущих фотокорреспондентов, представителей органов власти региона.

Оформляя экспозицию, Мастером доброй улыбки назвал своего тезку дизайнер Владимир Соловьев. Завхоз Елена Ершова призналась:

— Хотя и не знала его, но уже по фотографии могу судить, что это был очень добрый человек.
Владимир Терентьевич, мы вас помним! Верю, что ваша душа слышит нас!
Vladimir Terentyevich Turbin

Was born on June 10, 1941 in the village of Krasnovo, Iset district. His father died in December 1943, and his mother raised him alone. ■ In 1946 he moved to Tyumen. He studied in the studio of the famous Tyumen artist Alexander Mitinsky. ■ In 1956, he became interested in photography. ■ In 1957, he began his career as a mechanic at a furniture workshop (now the Tyumen Plywood Mill), finished his studies at evening school. ■ As a full-time photographer, he worked at a motor plant, on Tyumen television and radio, in an art gallery, in the newspapers Tyumen Courier and Tyumen Pravda Today (since 2002 — "Tyumen region today"). ■ Died on July 27, 2003.

The master of a kind smile. The memory of photojournalist Vladimir Turbin is alive.


Faces… Such different people’s faces! One is interested and businesslike, the other is good-natured, the third is thoughtful. How could he unravel the depths of the human personality, catch the fleeting mood of a person and so masterfully show it in a photograph?! It could only be from God. It’s a talent. And a great love for people, for our fellow countrymen.

Once again, the 70th anniversary of the Tyumen region gave an occasion to recall the wonderful photojournalist of our editorial office. Many moments of its history have been preserved for posterity thanks to the ascetic work of Vladimir Turbin.

By the anniversary date, an exhibition dedicated to Vladimir Terentyevich appeared on the third floor of the Press House, next to the room where the photo lab was located. There is also a museum of photojournalism of the Tyumen region, recently created in the editorial office with the help of readers of the newspaper and the widow of Vladimir Terentyevich, Nina Alexandrovna. As a journalist, I am pleased that my revelations are used both in the exposition and in the design of the museum, because I was lucky to work together with the Master!

Photo hunting

Back then, not everything was included in the publication from the material typed for the article. For example, the story of pensioner Vladimir Zabytov about his friend’s hobbies. Here is a funny and touching story about Vladimir Terentyevich’s attitude to wildlife that has not been published before. Vladimir Vyacheslavovich recalls:

It happened while traveling on bicycles to Sverdlovsk in the summer of 1960. We stopped for a rest in the evening, but it was still quite light. We lit a fire, put porridge to cook. There was silence all around, only a frog croaked. Suddenly Volodya takes the camera and away from the campfire.

— Where are you going? — I asked.

"I want to take a picture of a frog," he replied.

Well, I’m with him. So, in search of a frog, we forgot about porridge and it was badly burned. But we made a few shots.

Kindred spirits

Having decided to get to know the widow of a dear colleague, Nina Alexandrovna, I came to her house. Quiet, cozy "Khrushchev " in the area of efficiency. As I expected, there were paintings on the walls — a sunset over the river, a birch forest in early spring, a magpie perched on a fence…

— This picture was given to him by Korobeynikov, this — by Tokarev, — Nina Alexandrovna began to list the names of famous Tyumen artists. — Here in this album of Alexander Pavlov is all his photography. He was very friendly with artists. He worked a lot with art critic Natalia Sezeva. There are many pictures of him in the Tyumen Carpet photo album. He filmed the masters, their works. He loved artisans. He bound books himself, magazines "Yunost", "Roman-Gazeta" in a binding: there were few good books for sale then, and you could find a lot of interesting things in magazines. After hiking trips for each participant, and there were about fifteen of them, he made photo books.

— With his own money?

— Of course. We didn’t think about it then. Previously, human relations were warmer. Much has changed since Perestroika. The economy is understandable, but why have people changed?

The Turbines have lived together for forty years. They were united by common hobbies and work. When they met, they both worked at a furniture factory: Nina in the club, Volodya in the furniture shop. Already at a young age, the guy was very serious. He was respected. His hands were golden, many people turned to Vladimir Terentyevich for help. A young girl saw in him a hardworking, reliable person. Once Vladimir filmed the factory team at the May Day demonstration. He dried the pictures at home. Nina’s friends reported: "Turbin has your portraits hanging on all the walls!" It turns out that the lover only focused on her!

— He would have entered the VGIK, there was a dream. But he went to work at a motor factory to get an apartment," Nina Alexandrovna continued.

Later, both worked in the television center: Vladimir, of course, as a photographer, Nina — in the film workshop, processed films. A team of 15 people worked for a few minutes of the Tyumen broadcast. There were no great specialists in the film workshop, and the wife often turned to her husband for advice. After Perestroika, they tried to organize theit bussiness, but it did not work out, because they used to build relationships on mutual assistance.

— Let them not have acquired wealth, but how many good people we met on the way! — Nina Alexandrovna smiled warmly and invited me to have tea.

Thank you, dear, fragile muse of the photographer!

Native land

From the first day of the existence of the newspaper "Tyumen Pravda today" (the former name of our newspaper, if you remember) Vladimir Turbin collaborated with the editorial office, and then joined the staff. Deputy Editor-in-Chief Raisa Kovdenko recalls:

— The new edition did not have its own darkroom. What a laboratory if we have one table and one stool! Turbin at first shot with his own technique, and developed the film and printed photos from friends on Vorovsky Street. And after all, he managed to bring photos to the office on the day of shooting!

But more often, according to Nina Turbina’s memoirs, in the darkroom allocated to Vladimir Terentyevich by the Union of Artists, he stayed up late to bring the pictures to the editorial office by morning. He came home at two in the morning, he was walking from the street Thieves on foot. And she waited…

For the 55th anniversary of the Great Victory, the newspaper was preparing a series of essays about the participants of the war. Raisa Petrovna together with Vladimir Terentyevich went to the Isetsky district, to the village of Bityuki. A participant of the Victory Parade in Moscow lived there. It was April, the sun was hot, nature was beginning to come to life. And the places in Bityuki are picturesque! Hills and ravines, the river is playful nearby. "I will definitely come here for the May holidays and invite familiar artists," Vladimir Terentyevich enthusiastically promised. — Let them draw!"

Asked the newspaper…

I met Vladimir Turbin myself before working at Tyumen Pravda Segodnya — where would you think? — at the Odyssey Festival of tourists and travelers! A gray-haired, very pleasant photographer came up to the campfire of our cheerful company and offered to take pictures of us for the newspaper.

"You sit on a log," he suggested to the joker Eugene Minin, who was holding a guitar. — You guys are nearby, and you, girl, — he turned to me, — put your hand on the guitarist’s shoulder. And now — a smile!

As an old photographer with a big black box camera or as an artist, he sat people down, building a composition. And everything turned out beautifully, like in a picture.

I had to work with him in the editorial office for only three years, and every task we went to together turned into an amazing, joyful adventure: if you went on the road with a friend, the road is more fun! On his own initiative, he filmed editorial parties and then gave us photos. We all loved him very much. Management — for reliability, colleagues — for human warmth. The entire editorial staff was upset and perplexed when the terrible diagnosis of Vladimir Terentyevich — oncology, became known. Maybe it happened because he kept all the negativity to himself and never splashed out on others? He loved life very much, was an ebullient nature, did not tolerate idleness and was sick with his soul for the success of his native team. I remember when I came to the oncological dispensary to see Vladimir Terentyevich, the first thing he asked was: "Did you bring the newspaper?"

After the death of Vladimir Terentyevich, Nina Alexandrovna gave all the photographic films to The State Archive of the Tyumen region. The pictures remained in the newspaper offices. And the camera was picked up by the granddaughter — Maria Turbina.

See you later!

Maybe it is necessary to look back into the past in order to step into the future? The official opening ceremony of the Tyumen Photojournalism Museum, the central stands of which are dedicated to Vladimir Turbin, is scheduled for August 26. According to the editor-in-chief of the newspaper Alexander Skorbenko, the museum will be a tribute to the people who gave their lives to photojournalism and perpetuated the fate of the Tyumen region. The editorial office invites Vladimir Turbin’s relatives, leading photojournalists, representatives of the regional authorities to the ceremony.

Making out the exposition, the designer Vladimir Solovyov called his namesake a Master of a kind smile. The caretaker Elena Ershova admitted:

— Although I did not know him, but already from the photo I can judge that he was a very kind man.

Vladimir Terentyevich, we remember you! I believe that your soul hears us!