Тюрин Валерий Анатольевич

Коротаев В. «Мгновения, составившие жизнь». — «Тюменская правда», 1996, № 22.

Выставка фотографий журналиста и фотохудож­ника Валерия Тюрина, про­ходящая в художествен­ном салоне ОНМО «Куль­тура», — заметное собы­тие в жизни Тюмени. Вот уже год его нет с нами, но своими творческими рабо­тами он и сегодня разгова­ривает со зрителем, спо­рит, отстаивает свою точ­ку зрения, удивляет вновь и вновь, показывая соб­ственное видение и пони­мание окружающего мира.

За свои сорок пять лет В. Тюрин многое успел сделать. Эта выставка -лишь малень­кая часть его творчества, его жизненного пути. Все, что со­хранилось у друзей, которым Валера щедро дарил свои ра­боты, не думая, что они вдруг соберутся в одной экспозиции.

Он был удивительно та­лантлив. Все, за что бы ни брался, получалось интерес­но, обращало внимание ок­ружающих, так как несло след его яркой индивидуальности. Будь это литературные опы­ты в юности, дружеские шар­жи и рисунки, журналистская работа в зрелые годы. Но больше всего ему удалось достичь в искусстве фотогра­фии.

В. Тюрин был одним из тех, кто стоял у истоков изве­стного многим фотоклуба «Тюмень», открывшегося в областном Доме народного творчества в далеком 1978 году. Его создателей объединила любовь к фотоискусст­ву, желание с помощью него выразить свой внутренний мир.

Уже на первой же выстав­ке фотоклуба, ставшей тогда для многих тюменцев откры­тием-откровением, работы Валерия привлекли внима­ние. В тот период он много экспериментировал в фото­лаборатории, осваивая но­вые технические приемы — фотографику, изогелию, «мокрую печать». Снова и снова перепечатывал он каж­дый снимок, делал дополни­тельные, промежуточные операции, добивался ново­го, необычного звучания изображенного. Затем его работы стали экспонировать­ся на международных выставках, входить в учебники фо­тографии как иллюстрации эстетических возможностей тех или иных технических приемов.

В дальнейшем он все боль­ше и больше обращался к классическим фотоприемам. Им берется за основу изна­чальное — светопись. Напри­мер, запоминающаяся на выставке серия портретов — это лишь малая часть того, что сделано мастером. Уди­вительно чувствуя настрое­ние человека, он добивался той необходимой световой тональности, которая созда­ет гармонию замысла и ис­полнения.

Большая часть творческо­го пути Валерия Тюрина свя­зана с работой в журналисти­ке. Начинал он в «Тюменс­ком комсомольце» в начале семидесятых. За двадцать с лишним лет несколько раз уходил из газеты и снова воз­вращался. Его вольная твор­ческая душа часто вступала в противоречие с системой жесткого партийного или со­циального заказа: если задание или тема фотосъемки не нравились, он мог ее запрос­то провалить или не выпол­нить. Обычно после таких конфликтов он и уходил из газеты. В этих промежутках работал в пресс-центрах или был в свободном поиске, дол­гие часы проводя в фотола­боратории. Таким образом, Валера отстаивал свой путь творчества, свое понимание фотоискусства.

Расцвет творчества В. Тю­рина пришелся на последний период работы в газете «Наше время» (бывший «Тю­менский комсомолец»). Ме­нялись ориентиры в обще­стве, менялись и интересы газеты. И тут же его невост­ребованный талант нашел свое применение: на страни­цах «НВ» появились фотографии на острые, конфликтные темы, а также целые расши­ренные серии.

Фотоциклы В. Тюрина о тюменских газовиках и не­фтяниках получали награды на последних всесоюзных и первых российских фотовы­ставках, публиковались в книгах о российской фотогра­фии, которые выходили в свет у нас в стране и за рубе­жом.

Циклом о коренных жителях Тюменского Севера Ва­лерий открыл новую страни­цу своего творчества, и она сразу же вызвала большой, интерес у книгоиздателей. Зрелый мастер показал жизнь народа, верного традициям своих отцов, которые с тру­дом удается сохранить от на­ступления цивилизации. Об­щечеловеческие ценности и единство с природой малень­кого северного народа — вот лейтмотив этой большой ра­боты.

Как и в годы юности, в последнее время В. Тюрин много экспериментировал, пробовал себя в создании фо­топлакатов, в области рекла­мы, и, как всегда, это получа­лось у него талантливо и ин­тересно.

Смерть оборвала творчес­кий полет. Были планы, намечались интересные коман­дировки, остались нереали­зованными записи фотогра­фических тем в блокноте и рабочие пометки на конт­рольных отпечатках. Ушел мастер. Но остались его фо­тографии, которые на от­крывшейся выставке в зале ОНМО «Культура» (ул. Рес­публики, 29) могут увидеть тюменцы, кто-то в очеред­ной, а кто-то в первый раз. Пройдитесь вдоль всей экс­позиции, посмотрите на снимки, на эти мгновения, ос­тавленные Валерием Тюри­ным для нас с вами.
Korotaev V. "Moments that made up life". — "Tyumen Truth", 1996, No. 22.

The exhibition of photographs by journalist and photographer Valery Tyurin, held at the art salon of ONMO "Culture", is a significant event in the life of Tyumen. He has not been with us for a year now, but even today he talks to the audience with his creative works, argues, defends his point of view, surprises again and again, showing his own vision and understanding of the world around him.

During his forty-five years, V. Tyurin managed to do a lot. This exhibition is only a small part of his work, his life path. Everything that was preserved by friends to whom Valera generously gave his works, not thinking that they would suddenly gather in one exhibition.

He was amazingly talented. Everything he undertook turned out to be interesting, drew the attention of others, as it bore a trace of his bright personality. Be it literary experiences in youth, friendly cartoons and drawings, journalistic work in mature years. But most of all he managed to achieve in the art of photography.

V. Tyurin was one of those who stood at the origins of the well-known photo club "Tyumen", which opened in the regional House of Folk Art back in 1978. Its creators were united by the love of photography, the desire to express their inner world with it.

Already at the very first exhibition of the photo club, which then became a discovery and revelation for many Tyumen residents, Valery’s works attracted attention. At that time, he experimented a lot in the darkroom, mastering new techniques — photography, isohelia, "wet printing". Again and again he reprinted each picture, made additional, intermediate operations, achieved a new, unusual sound of the image. Then his works began to be exhibited at international exhibitions, included in photography textbooks as illustrations of the aesthetic possibilities of certain techniques.

In the future, he turned more and more to classical photodetectors. They take as a basis the original — light painting. For example, the memorable series of portraits at the exhibition is only a small part of what was done by the master. Surprisingly feeling the mood of a person, he achieved the necessary light tonality that creates harmony of design and execution.

Most of Valery Tyurin’s creative career is connected with work in journalism. He started at the Tyumen Komsomolets in the early seventies. For more than twenty years, he left the newspaper several times and returned again. His free creative soul often came into conflict with the system of a rigid party or social order: if he did not like the task or the topic of photography, he could easily fail or not fulfill it. Usually, after such conflicts, he left the newspaper. During these intervals, he worked in press centers or was on a free search, spending long hours in the darkroom. Thus, Valera defended his way of creativity, his understanding of photography.

The heyday of V. Tyurin’s creativity came during the last period of work in the newspaper "Nashe Vremya" ("Our Time"), formerly "Tyumen Komsomolets". The guidelines in society were changing, and the interests of the newspaper were changing. And immediately his unclaimed talent found its application: photos on acute, conflicting topics appeared on the pages of "NV", as well as entire extended series.

V. Tyurin’s photo cycles about Tyumen gas and oil workers received awards at the last All-Union and first Russian photo exhibitions, were published in books about Russian photography, which were published in our country and abroad.

With a cycle about the indigenous inhabitants of the Tyumen North, Valery opened a new page in his work, and it immediately aroused great interest among book publishers. The mature master showed the life of a people faithful to the traditions of their fathers, which it is difficult to preserve from the onset of civilization. Universal values and unity with the nature of a small northern people are the leitmotif of this great work.

As in his youth, recently V. Tyurin experimented a lot, tried himself in creating photo posters, in the field of advertising, and, as always, he turned out to be talented and interesting.

Death cut short the creative flight. There were plans, interesting business trips were planned, notes of photographic topics in a notebook and working notes on control prints remained unrealized. The master left. But there are still his photos, which can be seen by Tyumen residents at the newly opened exhibition in the hall of the ONMO "Culture" (Republic Street, 29), someone for the next time, and someone for the first time. Walk along the entire exposition, look at the pictures, at these moments left by Valery Tyurin for you and me.